Добронравно Злоязыкая, проктолог-фрилансер
Фазы сексуальной аддикции
* Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер.
Постоянное возвращение к этим мыслям приводит к тому, что они занимают все большее количество времени, становясь любимой темой размышлений. Аддикт получает определенное удовольствие в это время, его сознание начинает по-другому структуризироваться, в нем все большее значение приобретает фантазирование на сексуальные темы. Меняется восприятие многих вещей. Окружающие начинают рассматриваться сквозь призму сверхзанятости мышления и воображения сексуальной тематикой. В них видятся прежде всего сексуальные объекты. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные, от которых не получаешь удовольствия. Этот период может быть разным по времени, он может сопровождаться не конкретными действиями, а возникновением определенных предпочтений, мыслей о способах их реализации и фиксированием их в сознании.
* Стадия ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению (включая мысли и фантазии), при которых одно событие следует за другим в определенной последовательности.
Аддикция включает сексуальные реализации и становится повседневным ритуалом, при котором для ее осуществления резервируется специальное время. Вступление в цикл ритуального поведения не терпит отвлечения со стороны окружающих. Ритуализация сверхзанятости сексом более важна, чем конкретная реализация, поскольку она сопряжена с измененным психологическим состоянием сознания, вызывающим психологический релакс. Этот процесс поглощает много времени и энергии. Возможно постепенное "включение" действий, связанных с подготовкой входа в это состояние. Все это часто не замечается окружающими, так как сексуальный аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности по отношению к внешнему миру, демонстрируя ему ложное Я, стараясь выглядеть человеком, у которого нет аддикции.
* Фаза компульсивного сексуального поведения с явлением потери контроля, свойственной для других аддикции.
Вступив в эту фазу, аддикт не может контролировать свои действия, оставляя после себя "след", рискуя раскрыть себя или нанести себе психологическое или физическое повреждение. Он бессилен в отношении предупреждения своего поведения. Ему трудно остановиться. Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализации компульсивного характера появляются нереализуемые обещания, связанные с пониманием необходимости остановиться. Такое поведение сопровождается дальнейшим усилением комплекса неполноценности.
* Этап катастрофы или отчаяния, наступающий после неприятностей, обусловленных определенными событиями, например, наказанием или заболеванием.
В этот период нарастают отрицательные чувства к себе, провоцирующие обострение аутодеструктивного инстинкта и появление мыслей о самоубийстве.
Направления коррекции сексуальных аддикций (Короленко-Дмитриева)
* осознание аддиктом существа содержания его проблемы;
* анализ источников проблемы и участия в ней людей, с которыми аддикт наиболее связан;
* объяснение характера содержания созависимости, включающей анализ скрытых эмоций вины, стыда, униженности. Анализ стратегии созависимости (контроля, защиты и конкуренции);
* осознание того, что ситуация, в которую попал аддикт, не является исключительной и что он всегда может рассчитывать на помощь;
* эмоциональный тренинг, умение отличать интимность эмоций от их количественного выражения;
* обучение аддикта умению анализировать прошлое и налаживать неформальные межличностные контакты с пониманием того, что он может получить настоящую эмоциональную поддержку у определенных людей.
Уровни обмана, использующегося аддиктами (Shaeff)
Ключевым аспектом поведения аддиктов является нечестность, проявляющаяся в частых обманах и сокрытии фактов аддиктивного поведения.
* Аддикты обманывают сами себя. Целью этого обмана является прерывание контакта со своими чувствами, осознанием происходящего, со своими настоящими потребностями.
* Аддикты обманывают окружающих членов семьи, коллег, провоцируя нечестность внутри семейной и рабочей системы.
* Аддикты обманывают "мир в целом", стараясь произвести ложное впечатление на окружающих.
Признаки созависимости (Короленко - Дмитриева)
* Неспособность принимать каждодневные решения без помощи со стороны.
Зависимый человек, не принимающий решений, фактически позволяет принимать эти решения за себя. Акцептируя навязанный ему чужой план жизни и чужие системы ценностей, он становится несчастным, потому, что чужой выбор обычно не соответствует внутренней собственной установке, которая может существовать даже в неразвитом состоянии. Например, выбор специальности в соответствии с желанием родителей, при котором человек заставляет себя думать, что он поступил правильно, но чувство дискомфорта от этого не исчезает. Многие подавленные отрицательные эмоции прорываются в виде злости и агрессивности, оставляя после себя чувство вины и стыда.
* Соглашательская позиция, проявляющаяся в согласии с окружающими без всякого сопротивления и анализа ситуации.
Эта позиция, во-первых, связана с неумением отстаивать свои интересы и защищать свою точку зрения, а во-вторых, со страхом последствий, приводящих к разрыву значимых отношений.
* Неспособность составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы.
Уже само составление плана вызывает затруднения и сомнения типа: "Как это будет оценено другими?". Мысль о плохой оценке совпадает с мыслью о том, что этого делать не следует. Такой человек может начать какую-то активность, но необходимость постоянно советоваться с окружающими приводит к тому, что советы, дающиеся людьми, не желающими вникать в проблему, приводят к остановке собственных действий. Таким образом, человек не реализовывает себя.
* Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику, носящая обсессивный характер.
Постоянное возвращение к этим мыслям приводит к тому, что они занимают все большее количество времени, становясь любимой темой размышлений. Аддикт получает определенное удовольствие в это время, его сознание начинает по-другому структуризироваться, в нем все большее значение приобретает фантазирование на сексуальные темы. Меняется восприятие многих вещей. Окружающие начинают рассматриваться сквозь призму сверхзанятости мышления и воображения сексуальной тематикой. В них видятся прежде всего сексуальные объекты. Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные, от которых не получаешь удовольствия. Этот период может быть разным по времени, он может сопровождаться не конкретными действиями, а возникновением определенных предпочтений, мыслей о способах их реализации и фиксированием их в сознании.
* Стадия ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению (включая мысли и фантазии), при которых одно событие следует за другим в определенной последовательности.
Аддикция включает сексуальные реализации и становится повседневным ритуалом, при котором для ее осуществления резервируется специальное время. Вступление в цикл ритуального поведения не терпит отвлечения со стороны окружающих. Ритуализация сверхзанятости сексом более важна, чем конкретная реализация, поскольку она сопряжена с измененным психологическим состоянием сознания, вызывающим психологический релакс. Этот процесс поглощает много времени и энергии. Возможно постепенное "включение" действий, связанных с подготовкой входа в это состояние. Все это часто не замечается окружающими, так как сексуальный аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности по отношению к внешнему миру, демонстрируя ему ложное Я, стараясь выглядеть человеком, у которого нет аддикции.
* Фаза компульсивного сексуального поведения с явлением потери контроля, свойственной для других аддикции.
Вступив в эту фазу, аддикт не может контролировать свои действия, оставляя после себя "след", рискуя раскрыть себя или нанести себе психологическое или физическое повреждение. Он бессилен в отношении предупреждения своего поведения. Ему трудно остановиться. Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализации компульсивного характера появляются нереализуемые обещания, связанные с пониманием необходимости остановиться. Такое поведение сопровождается дальнейшим усилением комплекса неполноценности.
* Этап катастрофы или отчаяния, наступающий после неприятностей, обусловленных определенными событиями, например, наказанием или заболеванием.
В этот период нарастают отрицательные чувства к себе, провоцирующие обострение аутодеструктивного инстинкта и появление мыслей о самоубийстве.
Направления коррекции сексуальных аддикций (Короленко-Дмитриева)
* осознание аддиктом существа содержания его проблемы;
* анализ источников проблемы и участия в ней людей, с которыми аддикт наиболее связан;
* объяснение характера содержания созависимости, включающей анализ скрытых эмоций вины, стыда, униженности. Анализ стратегии созависимости (контроля, защиты и конкуренции);
* осознание того, что ситуация, в которую попал аддикт, не является исключительной и что он всегда может рассчитывать на помощь;
* эмоциональный тренинг, умение отличать интимность эмоций от их количественного выражения;
* обучение аддикта умению анализировать прошлое и налаживать неформальные межличностные контакты с пониманием того, что он может получить настоящую эмоциональную поддержку у определенных людей.
Уровни обмана, использующегося аддиктами (Shaeff)
Ключевым аспектом поведения аддиктов является нечестность, проявляющаяся в частых обманах и сокрытии фактов аддиктивного поведения.
* Аддикты обманывают сами себя. Целью этого обмана является прерывание контакта со своими чувствами, осознанием происходящего, со своими настоящими потребностями.
* Аддикты обманывают окружающих членов семьи, коллег, провоцируя нечестность внутри семейной и рабочей системы.
* Аддикты обманывают "мир в целом", стараясь произвести ложное впечатление на окружающих.
Признаки созависимости (Короленко - Дмитриева)
* Неспособность принимать каждодневные решения без помощи со стороны.
Зависимый человек, не принимающий решений, фактически позволяет принимать эти решения за себя. Акцептируя навязанный ему чужой план жизни и чужие системы ценностей, он становится несчастным, потому, что чужой выбор обычно не соответствует внутренней собственной установке, которая может существовать даже в неразвитом состоянии. Например, выбор специальности в соответствии с желанием родителей, при котором человек заставляет себя думать, что он поступил правильно, но чувство дискомфорта от этого не исчезает. Многие подавленные отрицательные эмоции прорываются в виде злости и агрессивности, оставляя после себя чувство вины и стыда.
* Соглашательская позиция, проявляющаяся в согласии с окружающими без всякого сопротивления и анализа ситуации.
Эта позиция, во-первых, связана с неумением отстаивать свои интересы и защищать свою точку зрения, а во-вторых, со страхом последствий, приводящих к разрыву значимых отношений.
* Неспособность составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы.
Уже само составление плана вызывает затруднения и сомнения типа: "Как это будет оценено другими?". Мысль о плохой оценке совпадает с мыслью о том, что этого делать не следует. Такой человек может начать какую-то активность, но необходимость постоянно советоваться с окружающими приводит к тому, что советы, дающиеся людьми, не желающими вникать в проблему, приводят к остановке собственных действий. Таким образом, человек не реализовывает себя.