Эта модель состоит из нескольких шагов, первым из которых является уточнение деталей. Критика зачастую выражается общими фразами: "Мне не нравится твое отношение", "Ты совсем не думаешь обо мне" и т.п.
Выяснение подробностей позволит вам уточнить, в чем именно заключаются претензии собеседника. Это не является ни наступательным, ни оборонительным поведением - это всего лишь средство достижения взаимопонимания.
Расспросить о деталях довольно легко - простыми вопросами выясните кто, где, когда, почему и как.
Кого я обидел?
Что я сделал такого, что ты считаешь, что я не забочусь о тебе?
Когда я проигнорировал тебя?
Где я совершил ошибку?
Почему ты считаешь, что мне нужно больше времени проводить дома?
Как мне поступить, чтобы ты понял, что я изменился?
Чтобы облегчить собеседнику ответы на ваши вопросы, вы можете повторить его замечания и спросить, в чем же проблема. А так как вашей целью является достижение взаимопонимания, вы можете даже спросить, нет ли у собеседника других замечаний. Большинство людей, высказывая критические замечания, ожидают оборонительной позиции собеседника, поэтому постарайтесь, чтобы ваш голос не звучал саркастически.
Пример
Использование такой тактики позволяет участникам точнее и глубже анализировать собственные мысли. Подробное расспрашивание прояснило тот факт, что преподаватель никогда бы не задумался над предложениями студента, которые оказались по-настоящему ценными.
Особенно полезно уточнять детали, когда вы полагаете, что ваш критик может иметь скрытые мотивы.
Точно так же подробно расспрашивая о деталях, вы можете выяснить, что высказывание, принятое вами за критику, на самом деле критикой не является.
После того, как вы уточнили детали и точно выяснили, в чем заключаются претензии вашего собеседника, следующим шагом должно стать признание критики.
Но как можно согласиться с несправедливой критикой? Очень просто. Существует два типа согласия, применяя которые можно оставаться на прежней позиции.
Простейший способ - согласие с правдой.
Если вы изначально не заняли оборонительной позиции, то очень скоро можете обнаружить, что многое из слов собеседника разумно, правильно и истинно. В такой ситуации самым лучшим будет просто согласиться с правдой.
Пример
Обратите внимание, что хотя все участники разговора согласились с правдой, никто не чувствует себя униженным. Такую ситуацию можно охарактеризовать словами "Я в плюсе - ты в плюсе".
Если вы начинаете разъяснять или извинять свое поведение, ситуация меняется. Теперь ее можно сформулировать так: "Я в минусе - ты в плюсе".
Когда вы начинаете огрызаться, ситуация становится следующей: "Я в плюсе - ты в минусе".
Научиться соглашаться с правдой не очень сложно. Прежде всего, стоит подумать о том, справедлива ли критика в ваш адрес или, по крайней мере, заслуживает ли она внимания. Если вы часто слышите одни и те же критические замечания в свой адрес, то стоит задуматься, а не имеют ли они под собой реальных оснований. И, если вы согласны с критикой, то вам остается лишь подтвердить свое согласие, повторяя ключевые слова собеседника.
Пример
Такой подход показывает, что вы внимательно отнеслись к критике и согласились с ней.
Если вы не полностью согласны с критикой и не собираетесь поступить в точности так, как хочет ваш собеседник, все равно следует сначала согласиться с правдой, а затем сказать, что именно вы собираетесь сделать по-другому. Таким образом, вам удастся сохранить спокойную атмосферу разговора.
Даже если вы вообще не хотите поступать так, как говорит собеседник, лучше будет утвердительно сказать об этом, после того как вы согласитесь с правдой. То, что вы подтвердили свое внимание к словам вашего критика, вполне удовлетворит его. Он начнет относиться к вам уважительно, так как вы проявили откровенность.
Очень часто критика в ваш адрес высказывается не в категоричной форме. Собеседник использует слова "часто", "всегда", "никогда", чтобы описать неправильность вашего поведения ("Ты всегда опаздываешь", "Ты никогда не прислушиваешься к моему мнению") или просто клеймит вас неприятными характеристиками ("Ты глуп", "Ты неудачник", "Ты эгоист"). Когда вы сталкиваетесь с излишне резкой и несправедливой критикой, полезнее всего будет согласиться с ней хотя бы частично, в той части, которая кажется вам справедливой, и не согласиться с остальным. Повторение того, с чем вы согласны, поможет вам легче доказать собеседнику ваше несогласие.
Приведем несколько Примеров
Обратите внимание, что подчеркивая собственные способности и прежние успехи, вы укрепляете чувство самоуважения и показываете другим, что вы позитивно относитесь к себе.
Иногда критики могут высказывать очевидные истины, чтобы заставить вас согласиться с их пожеланиями в ваш адрес. Но даже в таком случае у вас есть возможность признать истину, но не согласиться со сделанными собеседником заключениями.
Например, вы можете признать общую справедливость критики и согласиться, например, что откладывать деньги необходимо. Но совсем не обязательно немедленно прекращать покупать новую одежду, вкусную еду, перестать ходить на премьеры и не ездить в отпуск. Вы можете согласиться, что нужно помогать людям, но это не означает, что вы должны тут же присоединиться к благотворительной акции, проводимой вашим критиком.
Ваша жизнь превратится в цепь несчастий и лишений, если вы начнете следовать всем общеизвестным истинам. Кроме того, общеизвестные истины часто противоречат друг другу: "Дорога ложка к обеду", но, с другой стороны, "Поспешишь - людей насмешишь".
Таким образом, когда кто-то сообщает вам общеизвестную истину, вы имеете полное основание признать правду, но остаться на собственной позиции. Давайте рассмотрим пример
В этом диалоге человек признает очевидное, но сохраняет собственную позицию. Он не стал спорить, доказывая преимущества своего поведения, а предпочел объяснить его.
Если вы полностью отрицаете всяческую критику, то почти всегда наталкиваетесь на неприятие собеседника. Но даже тогда вы можете найти возможность согласиться с ним, найдя в его словах что-то позитивное.
Пример
Подводя итог, можно сформулировать модель конструктивной альтернативы критике.
Уточнение деталей, согласие с критикой и сохранение своей позиции.
Пример
Иногда бывает полезно попросить критика уточнить, что он хочет сказать, или спросить, как бы он поступил на вашем месте. Приемы конструктивного восприятия критики специально разработаны для того, чтобы вы могли решить проблемы и удовлетворить собеседников. В результате вы избегаете обычной в таких случаях конфронтации и скандала. Как и любой новый навык, эта техника требует практики и повторения, чтобы выработать адекватную реакцию и сделать ее неотъемлемой частью вашего разговора.
(с)